Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты вкладывали разный смысл в определение «хорошее».

   В нашей стране образование всегда ценилось. Уже к середине 90-х годов конкурс в вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом - «корочка». И при приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то не всегда) на навыки и опыт. Но в последние годы тенденция поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения.

   Постепенно начала формироваться еще одна тенденцияпрофиль образования должен соответствовать должности. Человек с экономическим образованием уже не может выбирать из двух десятков профессий, от бухгалтера до маркетолога. Столкнувшись с огромным количеством некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой позиции совпадет с профилем диплома. Однако есть на рынке профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?

   Во-первых, это административные должности. К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные директора и т.п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует требование по образованию.

   Во-вторых, это профессии, связанные с интернет-бизнесом. Это так называемые «профессии будущего». Здесь профильное образование не столь критично. Примером может служить позиция руководитель интернет-проекта. Здесь человек может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в процессе работы. Единственное, что требуется, – это знание интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети. В эту же группу стоит добавить и креативные специальности.

   И в первом, и во втором случае, важен опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем, так как сама возможность получить профильное образование отсутствует. Если нет вузов, которые обучают специальности, то нет и дипломированных специалистов. Но потребность у рынка и у компаний есть. Следовательно, компании набирают персонал и обучают их на месте. «Интернет-специальностям» пока нигде не обучают, есть только отдельные курсы.

   В-третьих,  работодатели не интересуются наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия (качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личные качества сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по обслуживанию клиентов. Основные компетенции этих людей – это ориентация на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. Действительно, система образования направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека. Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать. Это проверяется только практикой.

   В-четвертых, профильное образование пока еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и маркетолога ситуация обстоит иначе.

   Для первой требуют если не профильное, но смежное образование: желательно, чтобы у PR-менеджера было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное образование не важно. А вот требования к маркетологам в последнее время ужесточились.

   Для маркетологов профильное образование долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов профильная специализация становится критичной, по большому счету без профильного маркетингового образования сейчас могут работать бренд менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу.

   Если отбросить профессии, завязанные на личные качества кандидата, то оставшаяся половина профессий, не требующих профильного образования, - это профессии, которые недавно появились и еще только формируются. Раньше для HR-менеджера не требовалось профильного образования. И сегодня в принципе ситуация кардинально не изменилась, хотя компании начали отдавать предпочтение людям, которые окончили психологический факультет. Управление персоналом стало более осознанной профессией. Сейчас всем направлениям по управлению персоналом обучают в университете (обучение, мотивация, рекрутмент). И профильное образование – это большой плюс, все меньше и меньше на эту позицию берут людей без специального образования. Вообще рынок развивается, компании диктуют свои потребности, и появляются профильные факультеты, дипломированные специалисты, которые постепенно становятся нормой и в графе требования к кандидату появляется строка «профильное образование». В целом этот процесс занимает пять-десять лет.

   Новые технологии, новые условия, новые возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома, создадут требования и стандарты профессии.

RU | EN

Разместите вакансию

и получайте резюме кандидатов!

Создайте резюме

и откликайтесь на вакансии

Кабинет

Пароль
Забыли пароль?
Еще нет аккаунта?

Выделяйся!

Выдели резюме и стань заметней для работодателя!

 

Опрос

Присутствует ли у вас такое качество как честность?

Обработка результатов...
[ Режим чтения ] Компаний: 8192 Вакансий: 729 Специалистов: 67028


Расширенный поиск

Расширенный поиск
Выберите одну или несколько должностей (Если не выделена ни одна должность, то поиск ведется по всем)

Популярные профили

Персональный Помощник
34 посещения за неделю
Офис - менеджер
33 посещения за неделю
ИТ-специалист, специалист КИП и А
24 посещения за неделю
начальник Отдела кадров
22 посещения за неделю

Профессии без диплома: прошлое или будущее?

Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты вкладывали разный смысл в определение «хорошее».

   В нашей стране образование всегда ценилось. Уже к середине 90-х годов конкурс в вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом - «корочка». И при приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то не всегда) на навыки и опыт. Но в последние годы тенденция поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения.

   Постепенно начала формироваться еще одна тенденцияпрофиль образования должен соответствовать должности. Человек с экономическим образованием уже не может выбирать из двух десятков профессий, от бухгалтера до маркетолога. Столкнувшись с огромным количеством некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой позиции совпадет с профилем диплома. Однако есть на рынке профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?

   Во-первых, это административные должности. К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные директора и т.п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует требование по образованию.

   Во-вторых, это профессии, связанные с интернет-бизнесом. Это так называемые «профессии будущего». Здесь профильное образование не столь критично. Примером может служить позиция руководитель интернет-проекта. Здесь человек может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в процессе работы. Единственное, что требуется, – это знание интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети. В эту же группу стоит добавить и креативные специальности.

   И в первом, и во втором случае, важен опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем, так как сама возможность получить профильное образование отсутствует. Если нет вузов, которые обучают специальности, то нет и дипломированных специалистов. Но потребность у рынка и у компаний есть. Следовательно, компании набирают персонал и обучают их на месте. «Интернет-специальностям» пока нигде не обучают, есть только отдельные курсы.

   В-третьих,  работодатели не интересуются наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия (качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личные качества сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по обслуживанию клиентов. Основные компетенции этих людей – это ориентация на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. Действительно, система образования направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека. Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать. Это проверяется только практикой.

   В-четвертых, профильное образование пока еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и маркетолога ситуация обстоит иначе.

   Для первой требуют если не профильное, но смежное образование: желательно, чтобы у PR-менеджера было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное образование не важно. А вот требования к маркетологам в последнее время ужесточились.

   Для маркетологов профильное образование долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов профильная специализация становится критичной, по большому счету без профильного маркетингового образования сейчас могут работать бренд менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу.

   Если отбросить профессии, завязанные на личные качества кандидата, то оставшаяся половина профессий, не требующих профильного образования, - это профессии, которые недавно появились и еще только формируются. Раньше для HR-менеджера не требовалось профильного образования. И сегодня в принципе ситуация кардинально не изменилась, хотя компании начали отдавать предпочтение людям, которые окончили психологический факультет. Управление персоналом стало более осознанной профессией. Сейчас всем направлениям по управлению персоналом обучают в университете (обучение, мотивация, рекрутмент). И профильное образование – это большой плюс, все меньше и меньше на эту позицию берут людей без специального образования. Вообще рынок развивается, компании диктуют свои потребности, и появляются профильные факультеты, дипломированные специалисты, которые постепенно становятся нормой и в графе требования к кандидату появляется строка «профильное образование». В целом этот процесс занимает пять-десять лет.

   Новые технологии, новые условия, новые возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома, создадут требования и стандарты профессии.

 
 
 
 
MyJob.uzвходит в состав
© Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешается при обязательной установке активной гиперссылки
на сайт www.Myjob.uz. рядом с опубликованным материалом. Использование материалов ресурса в коммерческих целях запрещено.