Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты вкладывали разный смысл в определение «хорошее».

   В нашей стране образование всегда ценилось. Уже к середине 90-х годов конкурс в вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом - «корочка». И при приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то не всегда) на навыки и опыт. Но в последние годы тенденция поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения.

   Постепенно начала формироваться еще одна тенденцияпрофиль образования должен соответствовать должности. Человек с экономическим образованием уже не может выбирать из двух десятков профессий, от бухгалтера до маркетолога. Столкнувшись с огромным количеством некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой позиции совпадет с профилем диплома. Однако есть на рынке профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?

   Во-первых, это административные должности. К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные директора и т.п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует требование по образованию.

   Во-вторых, это профессии, связанные с интернет-бизнесом. Это так называемые «профессии будущего». Здесь профильное образование не столь критично. Примером может служить позиция руководитель интернет-проекта. Здесь человек может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в процессе работы. Единственное, что требуется, – это знание интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети. В эту же группу стоит добавить и креативные специальности.

   И в первом, и во втором случае, важен опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем, так как сама возможность получить профильное образование отсутствует. Если нет вузов, которые обучают специальности, то нет и дипломированных специалистов. Но потребность у рынка и у компаний есть. Следовательно, компании набирают персонал и обучают их на месте. «Интернет-специальностям» пока нигде не обучают, есть только отдельные курсы.

   В-третьих,  работодатели не интересуются наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия (качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личные качества сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по обслуживанию клиентов. Основные компетенции этих людей – это ориентация на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. Действительно, система образования направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека. Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать. Это проверяется только практикой.

   В-четвертых, профильное образование пока еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и маркетолога ситуация обстоит иначе.

   Для первой требуют если не профильное, но смежное образование: желательно, чтобы у PR-менеджера было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное образование не важно. А вот требования к маркетологам в последнее время ужесточились.

   Для маркетологов профильное образование долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов профильная специализация становится критичной, по большому счету без профильного маркетингового образования сейчас могут работать бренд менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу.

   Если отбросить профессии, завязанные на личные качества кандидата, то оставшаяся половина профессий, не требующих профильного образования, - это профессии, которые недавно появились и еще только формируются. Раньше для HR-менеджера не требовалось профильного образования. И сегодня в принципе ситуация кардинально не изменилась, хотя компании начали отдавать предпочтение людям, которые окончили психологический факультет. Управление персоналом стало более осознанной профессией. Сейчас всем направлениям по управлению персоналом обучают в университете (обучение, мотивация, рекрутмент). И профильное образование – это большой плюс, все меньше и меньше на эту позицию берут людей без специального образования. Вообще рынок развивается, компании диктуют свои потребности, и появляются профильные факультеты, дипломированные специалисты, которые постепенно становятся нормой и в графе требования к кандидату появляется строка «профильное образование». В целом этот процесс занимает пять-десять лет.

   Новые технологии, новые условия, новые возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома, создадут требования и стандарты профессии.

RU | EN

Разместите вакансию

и получайте резюме кандидатов!

Создайте резюме

и откликайтесь на вакансии

Кабинет

Пароль
Забыли пароль?
Еще нет аккаунта?

Выделяйся!

Выдели резюме и стань заметней для работодателя!

 

Опрос

Как у вас с опозданиями на работу?

Обработка результатов...
[ Режим чтения ] Компаний: 7830 Вакансий: 665 Специалистов: 65165


Расширенный поиск

Расширенный поиск
Выберите одну или несколько должностей (Если не выделена ни одна должность, то поиск ведется по всем)

Топ вакансии

Группа Предприятий действующих под брендом ARTEL
Центр обеспечения информационной безопасности
"Huawei Tech Investment Tashkent MChJ"
ООО "Chirchik Kommunal Servis"

Популярные профили

Спецалист по Информационной Безопасности
151 посещение за неделю
Персональный Помощник
53 посещения за неделю
Офис- менеджер
43 посещения за неделю
Начальник отдел
33 посещения за неделю

Профессии без диплома: прошлое или будущее?

Сегодня хорошее образование – это первый шаг к хорошей карьере, однако в разные времена компании и кандидаты вкладывали разный смысл в определение «хорошее».

   В нашей стране образование всегда ценилось. Уже к середине 90-х годов конкурс в вузы вырос в разы, но ценились не знания, а диплом - «корочка». И при приеме на работу кандидата смотрели на название вуза, а потом уже (и то не всегда) на навыки и опыт. Но в последние годы тенденция поменялась: работодатели спохватились и стали интересоваться качеством и количеством знаний, полученных соискателем в процессе обучения.

   Постепенно начала формироваться еще одна тенденцияпрофиль образования должен соответствовать должности. Человек с экономическим образованием уже не может выбирать из двух десятков профессий, от бухгалтера до маркетолога. Столкнувшись с огромным количеством некомпетентных менеджеров, не готовых решать серьезные задачи и справляться с проблемами, столкнувшись в поверхностными знаниями и отсутствием базы, компании стали требовать у кандидатов наличие профильного образования для всех позиций. Кандидатов стали загонять в жесткие рамки, явно отдавая предпочтения тем, у кого профиль желаемой позиции совпадет с профилем диплома. Однако есть на рынке профессии и даже целые сферы, где по-прежнему профильное образование от соискателя не требуется. Каковы они и почему для них делают исключение?

   Во-первых, это административные должности. К ним относятся секретари и ассистенты отделов, личные помощники и офис-менеджеры, travel-координаторы и административные директора и т.п. Встречаются кандидаты, сделавшие себе отличную карьеру в административной сфере, и получившие в свое время юридическое или финансовое образование, педагогическое или филологическое. Среди требований к данным вакансиям практически никогда не фигурирует требование по образованию.

   Во-вторых, это профессии, связанные с интернет-бизнесом. Это так называемые «профессии будущего». Здесь профильное образование не столь критично. Примером может служить позиция руководитель интернет-проекта. Здесь человек может научиться нужным навыкам и приобрести необходимые знания в процессе работы. Единственное, что требуется, – это знание интернет-рынка, а это приобретается путем практики и мониторинга сети. В эту же группу стоит добавить и креативные специальности.

   И в первом, и во втором случае, важен опыт человека, потому специфика этих профессий такова, что все необходимые знания и навыки можно приобрести только практическим путем, так как сама возможность получить профильное образование отсутствует. Если нет вузов, которые обучают специальности, то нет и дипломированных специалистов. Но потребность у рынка и у компаний есть. Следовательно, компании набирают персонал и обучают их на месте. «Интернет-специальностям» пока нигде не обучают, есть только отдельные курсы.

   В-третьих,  работодатели не интересуются наличием профильного образования в тех случаях, когда профессия (качество знаний и уровень компетенции) целиком завязана на личные качества сотрудника. Это менеджеры по продажам и менеджеры по обслуживанию клиентов. Основные компетенции этих людей – это ориентация на результат, стрессоустойчивость, отличные навыки презентации и способность эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. Действительно, система образования направлена на то, чтобы давать знания, а не развивать навыки человека. Часто оканчивая вуз, дипломированный менеджер не подозревает, какие навыки у него находятся на хорошем уровне, а какие нужно тренировать. Это проверяется только практикой.

   В-четвертых, профильное образование пока еще не обязательно, хотя и желательно в сфере маркетинга и PR. Но здесь ситуация с разными позициями различна. Если профессии social media manager, менеджер по он-лайн маркетингу относительно новые на рынке, и поэтому конкретно этим специализациям еще не учат, все знания приобретаются на практике, то вот с профессиями PR-менеджера и маркетолога ситуация обстоит иначе.

   Для первой требуют если не профильное, но смежное образование: желательно, чтобы у PR-менеджера было образование в области лингвистики или журналистики, но, тем не менее, если человек грамотно излагает свои мысли письменно и устно и при этом обладает хорошими коммуникативными навыками, то его профильное образование не важно. А вот требования к маркетологам в последнее время ужесточились.

   Для маркетологов профильное образование долгое время не было основным критерием, поскольку таких специалистов начали готовить относительно недавно и также в силу того, что многие крупные компании с большими отделами маркетинга предпочитали внедрять передовой западный опыт. Но в последнее время для маркетологов профильная специализация становится критичной, по большому счету без профильного маркетингового образования сейчас могут работать бренд менеджеры и менеджеры по торговому маркетингу.

   Если отбросить профессии, завязанные на личные качества кандидата, то оставшаяся половина профессий, не требующих профильного образования, - это профессии, которые недавно появились и еще только формируются. Раньше для HR-менеджера не требовалось профильного образования. И сегодня в принципе ситуация кардинально не изменилась, хотя компании начали отдавать предпочтение людям, которые окончили психологический факультет. Управление персоналом стало более осознанной профессией. Сейчас всем направлениям по управлению персоналом обучают в университете (обучение, мотивация, рекрутмент). И профильное образование – это большой плюс, все меньше и меньше на эту позицию берут людей без специального образования. Вообще рынок развивается, компании диктуют свои потребности, и появляются профильные факультеты, дипломированные специалисты, которые постепенно становятся нормой и в графе требования к кандидату появляется строка «профильное образование». В целом этот процесс занимает пять-десять лет.

   Новые технологии, новые условия, новые возможности для бизнеса рождают новые профессии. Специалистов по ним нет, они будут обучаться на практике и практика будет их единственным профильным образованием. Потом, конечно, появятся вузы и дипломированные менеджеры, как показывает жизнь, но именно те, кто начинал без диплома, создадут требования и стандарты профессии.

 
 
 
 
MyJob.uzвходит в состав
© Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешается при обязательной установке активной гиперссылки
на сайт www.Myjob.uz. рядом с опубликованным материалом. Использование материалов ресурса в коммерческих целях запрещено.