Самые креативные рекламные компании

Рекламу принято считать двигателем торговли. Однако в ряде однообразных и похожих друг на друга проектов-однодневок есть и такие, кто стал самым настоящим достоянием мира торговли. Именно на такие рекламные компании равняются, копируют в попытках повторить успех. Они взрывают рынок, преумножают количество продаж, в конце концов, доставляют эстетическое удовольствие людям. Эти проекты известны каждому крупному рекламисту - их стратегии, слоганы, принты и ролики. Ведь это своего рода пособие по креативу и достижению цели в таком нелегком деле как реклама. Кампании следует по времени своего запуска, начиная с 1948 года.

DeBeers. "Бриллиант навсегда" (N.W. Ayer @ Sons, Inc., 1948).

Своей компанией южноафриканская фирма доказала. Что можно и нужно продавать роскошь и алмазы женщинам через их мужчин. Реклама представила их королями-завоевателями, которые щедрым жестом могут одарить своих королев бриллиантами. "Де Бирс" следует этой концепции уже около 60 лет. Девиз же компании "Бриллиант навсегда" был признан лучшим рекламным слоганом века по версии издательства AdAge. Сама концепция, как и легендарная фраза, частично позаимствованы из книги "Джентльмены предпочитают блондинок", Аниты Лус, напечатанной в 1925 году. Основой послужили следующие слова: "Я на самом деле считаю, что американские джентльмены - лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны". В 1948 году глава De Beers, Гарри Оппенгеймер встретился в Нью-Йорке с представителями рекламного агентства N.W.Ayer. Бизнесмен твердо решил поменять представления людей об алмазах. Надо был внушить широкой публике, что бриллианты - не безделушки толстосумов, а обиходный товар, без которого тяжело будет обойтись уважающему себя человеку. В результате на свет появились рекламные плакаты, где были изображены эффектные артистки с бриллиантовыми кольцами и серьгами, подаренными им De Beers. На изображениях было сказано, что алмазы делают человека привлекательнее и создают ему социальный статус. Чуть позже De Beers сменили свой подход, продавая уже не столько бриллианты, сколько роскошь, имидж и статус. Такой момент наступил с переходом алмазной компании "под крыло" рекламного агентства J. Walter. Thompson, которое приложило руку к огромному числу шедевров современной рекламы. Плакаты De Beers с изображением алмазов гласили: "Снимает головную боль с 1888 года", "Подумай об этом, развод дороже", "Издавна мужчины использовали два камня, чтобы разжечь огонь", "Нет, твоя не оплачивала эту рекламу (но она сообщила нам, какие ты читаешь газеты)".

Volkswagen. "Think Small" (Doyle Dane Bernbach, 1959).

В 1959 году появилась на свет знаменитая рекламная компания автомобиля "Жук" от Фольксвагена. Тогда креативщики из DDB, выполняя заказ немецкого автопроизводителя, создали шедевр, который позже даже смог занять первое место в списке лучших рекламных компании XX века по версии журнала AdAge. Уильям Бернбах с коллегами смог сотворить невозможное - неказистую машину, выглядящую довольно несуразно по тем временам, сделать культовой. Это стало возможным благодаря культовым рекламным компаниям конца 50-х - начала 60-х. Например, посредине гигантского белого полотна плаката располагается лишь маленький автомобиль, внизу же рассказывается о достоинствах малютки.

Avis. "We Try Harder" (Doyle Dane Bernbach, 1963).

В 60-е годы в Америке лидером услуг по прокату автомобилей являлась компания Hertz, которая захватила лидерством фактом своего первого появления на этом рынке. Конкурентам лишь оставалось продолжать подражать лидеру. Фирма Avis, занимающаяся прокатом, также была в списке догоняющих. Упомянутое агентство DDB предложило создать рекламную компанию, в которой объявить себя номером 2 на рынке и рассказать людям, почему им следует обратиться именно не к лидеру, а к конкуренту. Avis сказала: "Мы номер 2, поэтому лучше стараемся". Хотя Avis на тот момент второй среди преследователей и не являлась, благодаря рекламной компании она заняла это место.

Pepsi. "Поколение Пепси" (Batton, Barton, Durstine @ Osborn, 1964).

Первая реклама Пепси вышла еще в 1903 году. Тогда в небольшой газетенке New Bern Sun Journal рассказывалось о новом сиропе, "веселящем, укрепляющем и способствующем пищеварению". В 1909 году бренд для своей рекламы привлек первую знаменитость, ею стал легенда автогонок Барни Олдфилд. Знаменитость в газете сообщала, что "Великолепный напиток, освежает и придает энергии, стимулируя перед гонкой". Самым же известным селебрити в рекламе Пепси стал Майкл Джексон, который снялся в двух роликах еще в 1984 году. К этому моменту знаменитой кампании "Поколения Пепси" исполнилось уже 20 лет. В 1964 году спустя всего три недели после инаугурации президента Кеннеди идея создать собственное поколение созрело в Пепси. Кампания стала в результате самой известной и длительной за всю историю человечества. Джонни Соммерс на мотив песенки "Makin’ Whoopie" напел рекламное сообщение, которое и определил уникальность Пепси до конца столетия. Слоган звучал, как "Для тех, кто мыслит молодо". А ролик с королем поп-музыки в 1984 году, во время съемок которого Джексон чуть было не сгорел, гласил: "Новое поколение выбирает Пепси".

Apple. "1984" и "Think Different" (TBWA\Chiat\Day, 1984 и 1996).

Публичное шествие компании Apple, основанной Стивом Джобсом и Стивом Возняком, началось в 1984 году с выходом первого компьютера компании - Macintosh. Компьютер, изначально отличавшийся от PC, должен был стать альтернативой общепризнанной платформе и смог стать ей. Такая революция в технике смогла произойти лишь благодаря нестандартным и смелым людям. Доказательства этому кроются в неповторимых и в чем-то безумных рекламных кампаниях бренда. В 1984 же году Apple взорвала общественность своим и по сей день самым знаменитым роликом "1984", который официально-то был показан всего один раз - во время трансляции третьей четверти матча Суперкубка по американскому футболу 22 января 1984 года. Креативщики переложили оруэлловскую антиутопию в рекламный ролик. В нем девушка с молотом символизировала Macintosh, который стремилась прервать гегемонию IBM. Преследуемая охраной, она вбежала в зал и запустила орудием в экран, с которого вещал Большой Брат, рассказывая о достижениях режима. В момент разрушения экрана лидер как раз произносит фразу "Мы победим". В конце ролика идут титры: "24 января Apple Computer представит Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет таким же, как "1984". Сценарий ролика написали Стив Хейден и Ли Клоу, режиссером выступил Ридли Скотт (уже успевший снять "Чужого" и "Бегущего по лезвию бритвы"), а разрабатывало его агентство TBWA\Chiat\Dat. Бюджет составил значительные 700 тысяч долларов. В массовке участвовали настоящие лондонские скинхеды, а главные роли исполнили актер Дэвид Грэхем и модель Аня Мейджор, которая к тому же занималась ранее метанием молота. Ролик был высоко оценен профессионалами, выиграв Гран-при фестиваля рекламы. Его назвали лучшей "рекламой 80-х" и просто шедевром. В 1996 году Джобс вернулся в компанию как раз в тот момент, когда она пребывала на грани очередного кризиса. Оказалось, что именно он и был душой компании и ее двигателем. Возвращение стало началом эры "Думай иначе!". Появилось огромное количество принтов, которые отображали образы людей, мыслящих и мысливших революционно. Это и Эйнштейн и Мохаммед Али, Леннон и Мартин Лютер Кинг, Пикассо и Ганди, Хичкок и Амелия Эрхарт - все они стали участниками телевизионного ролика Apple, вновь ставшего легендой рекламы. В минутном черно-белом фильме кадры с этими люди сопровождаются текстом, который поясняет: "Это сумасшедшие. Люди вне толпы. Бунтари. Творцы проблем. Круглые затычки в квадратных отверстиях. Те, кто видят все по-другому. Они терпеть не могут правила, и они не испытывают уважения к статус-кво. Вы можете ограничивать их, не соглашаться с ними, возвеличивать или принижать их. Единственное, что вы не можете сделать - игнорировать их, потому что они изменяют вещи. Они толкают человечество вперед. И в то время как кто-то видит их сумасшедшими, мы видим их гениальными. Потому что люди, которые достаточно сумасшедшие для того, чтобы думать, что они могут изменить мир, единственные, кто это делает".

The Economist. "Red" (AMV BBDO, 1986).

Лондонское агентство AMV BBDO смогло создать известный ныне во всем мире бренд лишь с помощью наружной рекламы. Журнал "Экономист" существует еще с 1843 года, однако всплеск популярности к нему пришелся на 1986 год со стартом уникальной рекламной кампании, любимой многими и одной из самых долгоиграющих. Креативная концепция работает уже более 20 лет, помогая журналу не только сохранять свои позиции, но и постоянно увеличивать количество читателей и рекламные доходы. К 1986 году, когда журнал решил начать новую рекламную кампанию, издание обладало большой читательской аудиторией, однако исключительно в финансовых и экономических кругах. Тираж постоянно крутился около 100 тысяч экземпляров из-за стойкого мнения широких масс, что журнал интересен лишь представителям большого бизнеса, а не тем, кому интересно устройство вообще всего. Самый известный постер компании, вышедший в 1999 году и признанный одним из пяти лучших в XX веке гласил: "Я никогда не читал The Economist. Менеджер-стажер, 42 года". Текст был написан белыми буквами на броском красном фоне. Другим примером стал постер "Игнорируй препятствия", выполненный в той же цветовой гамме. Он располагался на фасаде здания, при этом один из элементов строения словно бы мешал плакату. Но тот, своим расположением и текстом как раз и игнорировал трудности.

United Colors of Benetton (Benetton и Oliviero Toscano, 1986).

Слоган об объединенных цветах Бенеттон предложил Оливьеро Тоскани в 1986 году. Это стало начальной точкой для дальнейшей коммуникации всего бренда. United Colors - это все цвета кожи людей, полный спектр красок жизни и все ее аспекты, пусть даже и не всегда приятные и годные к изменению. Тоскано считает, что вопреки обычно рекламе его принты не используют продукт или его копилайн. Там размещается лишь один логотип. Такие принты не агитируют приобретать одежду, даже не намекают на это. Все усилия направлены на создание атмосферы споров вокруг тех предметов, которые обычно стараются обойти стороной, но которые, по мнению креативщиков, должны быть обсуждаемы. Принты выходили на протяжении 10 лет, они так будоражили общественное мнение, что случались и скандалы. Одно точно - они заставляли думать и переосмыслять. И даже не стиль и одежду, а саму жизнь. На одном из принтов чернокожая мать грудью кормит белого ребенка, на другом - маленькая черная ладонь уютно расположилась на большой белой. Демонстрировался поцелуй монашки и святого отца, и натуральное изображение трех человеческих сердец. Они, будучи неотличимыми, пояснялись надписями - белый, черный, желтый. Это символизирует о том, что все расы по сути одинаковые.

Nike. "Just Do It" (Wieden + Kennedy, 1988).

Самая известная легенда о появлении знаменитого слогана компании "Найк" гласит, что однажды один из основателей агентства "Wieden+Kennedy", Дэн Вайден, на встрече с менеджерами компании был так восхищен их энергичностью и исполнительностью, что произнес: "Ребята из Найк, вы просто делаете это". Однако сам Вайден в своих интервью придерживается другой точки зрения. Он вспомнил историю некоего Гари Гилмора, который убил двух человек. Когда его зажали на электрический стул, то спросили о последнем слове. Тот ответил: "Давайте сделаем это". В это же время в ходе своих поездок по стране Нэнси Рейган призывала в свете борьбы с наркотиками: "Просто скажите нет". Вайден, смеясь, пояснил, что просто объединил две знаменитые фразы. Благодаря рекламной компании "Просто сделай это" "Найк" обрела свою брендовую религию. Сам основательно и руководитель компании Фил Найт таким образом смог наполнить свое детище и всю рекламную кампанию идеей непрерывного соперничества, привив философию победителей. Сама продукция здесь редко становилась предметом рекламы, акцент делался на человеке, который ее носит. Найк получила настоящих героев-победителей для создания своего образа: Майкл Джордан и Тайгер Вудс, Манчестер Юнайтед и многочисленные сборные по футболу. Рекламная компания "Просто сделай это" пронизана решительностью и страстью, нашлось место и юмору. Реклама же самого "Найк" явилась настоящим вызовом - как соперникам и обществу, так и самим себе.

California Milk Processor Board. "Got Milk?" (Goodby, Silverstein & Partners, 1993).

В 90-х по инициативе Калифорнийской ассоциации производителей молока была запущена успешная рекламная кампания "Got Milk". Сегодня это уже не просто призывы пить этот замечательный напиток, это стало частью поп-культуры и образцом для креативщиков. В 1993 году участники объединения производителей решили наконец что-то изменить после двадцати лет невысоких продаж. Исполнительным директором CMPB стал Джефф Мэннинг, которому была поставлена задача повлиять на потребление молока в этом регионе. Ведь напиток имел имидж нудного продукта, навязываемого только матерями. Серьезность положения подчеркнул и тот факт, что производители согласились на крайний шаг - был создан маркетинговый фонд, куда отчислялись по 3 цента с каждого произведенного галлона молока. В результате рекламщики получили огромный бюджет в 23 миллиона долларов в год, что соответствует масштабам крупных автоконцернов, пивоваров, финансовых и фармацевтических брендов. Были проведены массовые опросы людей, которые показали, что 70% из них пьют молоко довольно часто. Мэннинг и Гудби помнили о том, что удержать старых потребителей легче и дешевле, чем получить новых, поэтому решили обратить сперва свой взор на проверенных клиентов. Надо было заставить их пить молоко чаще обычного. Мэннинг высказал догадку, что люди, пьющие молоко, обычно делают это вместе с печеньем, кексами или сэндвичами. Почему бы не задействовать эту связь в рекламной кампании? К тому же люди упоминали о том, как им неловко и неудобно есть печенье без молока. Джефф Мэннинг решил акцентировать внимание на этом, дав почувствовать людям эту боль. Первый роликом проекта стал спот "Aaron Burr". В нем дежуривший в музее молодой человек готовит для себя сэндвич. Окружающая обстановке в зале посвящена дуэли между Александром Гамильтоном и Аароном Бурром. В это время в ходе радиовикторины задается вопрос о том, кто же застрелил Гамильтона? Охранник силится ответить, но не может, так как его рот буквально склеен арахисовым маслом. Этот спот получил премию в 1994 году, а по результатам опроса жителей США он входит в десятку самых любимых роликов 90-х. В 2002 году по настойчивым просьбам зрителей трансляция полюбившейся рекламы была возобновлена.

Coca-Cola. "Holidays are coming" (Creative Artists Agency, 1995).

В нашем сознании Рождество и Кока-Кола тесно связаны. Санта-Клаус же тесно ассоциируется с мотивом "Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит". Такое осознание пришло благодаря лучшему рождественскому ролику всех времен и народов, который ежегодного транслируется по телевидению в новогоднюю пору. Оказывается, потребители уже тесно связывают появление предрождественской рекламы Coca-Cola с началом празднества. Поэтому CAA и стремится создавать такое представление компании Coca-Cola, которое максимально бы передавало дух Рождества и оптимизм, который особо сильно живет в людях в эту пору.

Guinness. "Good Things Come To Those Who Wait" (AMV BBDO London, 1996).

Бренду Гиннесс почти 250 лет, а вот его культовой рекламе намного меньше - около 70. Первые попытки изображали в виде комиксов зверей и птиц, которые пили напиток, воруя его у людей. Позже бренд перешел к философским роликам и тонким визуальным находкам, что стало событием в мире рекламы. В 1996 году компанией Diageo, владелец бренда, объявила конкурс на креативное обслуживание. Его выиграло агентство Abbott Mead Vickers BBDJ со своей концепцией "Хорошие вещи приходят тем, кто ждет". Предложенная идея стала настолько удачной находкой, создав канал коммуникации с публикой, что является основной уже на протяжении 14 лет. Креативщики предложили смелое решение - взять все то, что не нравилось потребителю в пиве Гиннесс и сделать это достоинством. Задача пусть и нелегкая, но абсолютно выигрышная, если ее правильно сделать. Существовала проблема - пользователи не любили долго ждать, пока в стакане отстоится пена и приобретет ту необходимую толщину и плотность, которая будет предохранять напиток от выдыхания. Оказалось, что для этого требовалось около 2 минут, на что терпения хватало не у всех. А вот если превратить эти 120 секунд в незначительную плату за лучшее пиво в мире, то и восприятие человека изменится, сам же продукт окажется на вершине. В 1999 году рекламщики вместе с режиссером Джонатаном Глейзером создали настоящее произведение искусства - черно-белый ролик, в котором серфера боролись с волнами, сравниваемыми с необузданными лошадьми. Дело в том, что руководитель производителя вспомнили, что некогда у них был довольно удачный постер с серфером и решили повторить удачный опыт. Однако креативщики решили шагнуть в сторону от штампов "Олд спайса", и режиссер воплотил идею, подсмотренную на картине Уолтера Крейна "Лошади Нептуна". Успех ролика превзошел все ожидания - продажи резко подскочили, сам же спот получил премию в Каннах и множество других наград. Сегодня можно смело сказать, что рекламисты со всего мира смотрят на эту рекламу Гиннесса, затаив дыхание.

Johhnie Walker. "Keep Walking" (BBH London, 1999).

Настоящую свою историю, наполненную свободой, мечтами, уверенностью и оптимизмом, марка начала лишь в 1999 году. Ведь именно тогда в свет вышла первая интернациональная кампания "Keep Walking", благодаря которой Джонни Уолкер вошел в элиту спиртных напитков. Логотипом виски стал шагающий человек, который словно олицетворял убеждение семьи Уолкеров в то, что для осуществления самой даже несбыточной мечты достаточно смелости и настойчивости. Эта реклама заставляет людей добиваться намеченных целей. Бренд дает уверенность в том, что свою жизнь под силу изменить каждому, вне зависимости от социального статуса и рода занятий. Любой из нас, благодаря своей активности, движению вперед и вере, может сделать мир вокруг ярким и неповторимым. В ролике "Human" виски даже не попадает в кадр и о нем вообще не ведется и речи. Режиссер повествует о странном существе - роботе-андроиде, который с невероятной искренностью и честностью рассказывает о своей заветной мечте - стать человеком. Он говорит: "Я быстрее и сильнее вас. И жить я буду дольше, чем любой человек. Вы считаете, что я будущее? Нет, вы ошибаетесь. Будущее - это вы. Если бы я мог желать, то я мечтал бы стать человеков. Чтобы знать, каково это - любить, желать, чувствовать. Я могу быть бессмертным, не изнашиваясь. Вы же можете быть бессмертными, просто делая одну вещь. Keep Walking". Этот ролик стал одним из тех, кто положил начало движению социальности в коммерческой рекламе. Она словно бы гласила не просто "пейте наш виски", а "пейте наш виски, двигайтесь вперед, гордитесь тем, что Вы - человек и даже в эпоху высоких технологий все равно будете на вершине". Любопытно, но "Human", ставший поистине культовым и покоривший сердца многих креативщиков, так и не получил Каннского льва, завоевав лишь бронзу.

The Independent. "Don’t" (Lowe Howard-Spink, 1999).

В 1999 году на фестивале рекламы в Каннах первую премию получил ролик "Don’t" для английской газеты Independent от агентства Lowe Howard-Spink. В течении минуты демонстрировалась черно-белая нарезка из быстро сменяющихся кадров с постоянно употребляющимся "Не" за кадром. Этот ролик обошел даже великого "Серфера" от Гиннесса и "Double Checked" от VW. Большое впечатление на судей произвел социальный подтекст ролика, касающийся каждого - запреты. Ведь что бы мы ни делали, найдется кто-то, кто попытается запретить это. С самого рождения человека и до его смерти его жизнью руководят одни запреты, которые подчиняют себе жизнь, заставляя поступать определенным образом, а не следуя желаниям. Тогда газета, чье имя напрямую связано с независимостью, в своей рекламе прямо дала бой такому положению дел. К тому же было затронуто еще одно глубокое правило - стремление по-настоящему независимых людей нарушать любые запреты. Длинный список из запретов (в том числе: прогулок по ночам, убийств, плавания, дыхания, экспериментов, старости и обыденности) завершается "не покупай" и "не читай". Людям подсознательно хочется нарушить их и приобрести для чтения ту самую газету.

PlayStation (TBWA, 2000).

Компания Sony сразу же очертила свою целевую аудиторию - это взрослые, образованные и думающие люди. Инновационный продукт должен был объединить личностей, которые смогут понять рекламу от Дэвида Линча, концепции поэзии Джеймса Синклейра и сюрреализм Дали. Креативный директор TBWA Дэнни Брук-Тейлор осознавал, что рынок консолей был первоначально сориентирован на детей или же на инфантильных взрослых. Рекламщики поставили себе цель заставить играть и взрослых людей тоже. Был задан вопрос: А что же заставляет людей играть, погружаться в иную реальность? Оказалось, что мы попросту сбегаем в другой мир от своей повседневности и рутины. Там мы можем попасть в места, о которых только мечтали ранее. На новых территориях будет возможность полностью реализовать весь свой потенциал и испытать полный спектр эмоций, недоступных в обычной жизни. Люди играют потому, что не умеют или не знают, как им в обычной жизни жить на полную катушку. В результате возникли ролики и постеры Playstation, которые как раз и демонстрируют, порой и в стиле сюрреализма, новые миры человека. Это мог быть и выбор новой головы в супермаркете, мог быть разрез головы, в котором можно увидеть крошечный домик.

Budweiser. "Wassup" (DDB, 2001).

В ходе этой кампании возникли как и сами известные ролики, так и само это слово, произошедшее от фразы "What’s up?" ("Как дела?"). Это положило начало новому культурному феномену. Первое время слово "wassup" прочно вошло в лексикон поколения, а убедительным доказательством значимости кампании Budweiser стал ролик "Wassup 8 лет спустя", появившийся в рамках предвыборной кампании Барака Обамы. Любопытно, что в роликах показаны молодые парни, всячески предавающиеся безделью, безвкусно одевающиеся и кривляющиеся. Реклама не призывает по сути ни к чему хорошему, она не учит быть лучше и вообще не несет какой-либо полезной информации. А вот культурным феноменом она стать сумела.
RU | EN

Разместите вакансию

и получайте резюме кандидатов!

Создайте резюме

и откликайтесь на вакансии

Кабинет

Пароль
Забыли пароль?
Еще нет аккаунта?
Компаний: 7821 Вакансий: 646 Специалистов: 65105


Расширенный поиск

Расширенный поиск
Выберите одну или несколько должностей (Если не выделена ни одна должность, то поиск ведется по всем)

Топ вакансии

Группа Предприятий действующих под брендом ARTEL
Центр обеспечения информационной безопасности
"Huawei Tech Investment Tashkent MChJ"
ООО "Chirchik Kommunal Servis"

Популярные профили

Спецалист по Информационной Безопасности
128 посещений за неделю
Персональный Помощник
60 посещений за неделю
Офис- менеджер
42 посещения за неделю
Human Resources Manager
38 посещений за неделю
Начальник отдел
35 посещений за неделю

Самые креативные рекламные компании

Рекламу принято считать двигателем торговли. Однако в ряде однообразных и похожих друг на друга проектов-однодневок есть и такие, кто стал самым настоящим достоянием мира торговли. Именно на такие рекламные компании равняются, копируют в попытках повторить успех. Они взрывают рынок, преумножают количество продаж, в конце концов, доставляют эстетическое удовольствие людям. Эти проекты известны каждому крупному рекламисту - их стратегии, слоганы, принты и ролики. Ведь это своего рода пособие по креативу и достижению цели в таком нелегком деле как реклама. Кампании следует по времени своего запуска, начиная с 1948 года.

DeBeers. "Бриллиант навсегда" (N.W. Ayer @ Sons, Inc., 1948).

Своей компанией южноафриканская фирма доказала. Что можно и нужно продавать роскошь и алмазы женщинам через их мужчин. Реклама представила их королями-завоевателями, которые щедрым жестом могут одарить своих королев бриллиантами. "Де Бирс" следует этой концепции уже около 60 лет. Девиз же компании "Бриллиант навсегда" был признан лучшим рекламным слоганом века по версии издательства AdAge. Сама концепция, как и легендарная фраза, частично позаимствованы из книги "Джентльмены предпочитают блондинок", Аниты Лус, напечатанной в 1925 году. Основой послужили следующие слова: "Я на самом деле считаю, что американские джентльмены - лучшие из всех, потому что когда тебе целуют руку, ты можешь почувствовать что-то очень-очень хорошее, но в отличие от поцелуев бриллианты и сапфировые браслеты вечны". В 1948 году глава De Beers, Гарри Оппенгеймер встретился в Нью-Йорке с представителями рекламного агентства N.W.Ayer. Бизнесмен твердо решил поменять представления людей об алмазах. Надо был внушить широкой публике, что бриллианты - не безделушки толстосумов, а обиходный товар, без которого тяжело будет обойтись уважающему себя человеку. В результате на свет появились рекламные плакаты, где были изображены эффектные артистки с бриллиантовыми кольцами и серьгами, подаренными им De Beers. На изображениях было сказано, что алмазы делают человека привлекательнее и создают ему социальный статус. Чуть позже De Beers сменили свой подход, продавая уже не столько бриллианты, сколько роскошь, имидж и статус. Такой момент наступил с переходом алмазной компании "под крыло" рекламного агентства J. Walter. Thompson, которое приложило руку к огромному числу шедевров современной рекламы. Плакаты De Beers с изображением алмазов гласили: "Снимает головную боль с 1888 года", "Подумай об этом, развод дороже", "Издавна мужчины использовали два камня, чтобы разжечь огонь", "Нет, твоя не оплачивала эту рекламу (но она сообщила нам, какие ты читаешь газеты)".

Volkswagen. "Think Small" (Doyle Dane Bernbach, 1959).

В 1959 году появилась на свет знаменитая рекламная компания автомобиля "Жук" от Фольксвагена. Тогда креативщики из DDB, выполняя заказ немецкого автопроизводителя, создали шедевр, который позже даже смог занять первое место в списке лучших рекламных компании XX века по версии журнала AdAge. Уильям Бернбах с коллегами смог сотворить невозможное - неказистую машину, выглядящую довольно несуразно по тем временам, сделать культовой. Это стало возможным благодаря культовым рекламным компаниям конца 50-х - начала 60-х. Например, посредине гигантского белого полотна плаката располагается лишь маленький автомобиль, внизу же рассказывается о достоинствах малютки.

Avis. "We Try Harder" (Doyle Dane Bernbach, 1963).

В 60-е годы в Америке лидером услуг по прокату автомобилей являлась компания Hertz, которая захватила лидерством фактом своего первого появления на этом рынке. Конкурентам лишь оставалось продолжать подражать лидеру. Фирма Avis, занимающаяся прокатом, также была в списке догоняющих. Упомянутое агентство DDB предложило создать рекламную компанию, в которой объявить себя номером 2 на рынке и рассказать людям, почему им следует обратиться именно не к лидеру, а к конкуренту. Avis сказала: "Мы номер 2, поэтому лучше стараемся". Хотя Avis на тот момент второй среди преследователей и не являлась, благодаря рекламной компании она заняла это место.

Pepsi. "Поколение Пепси" (Batton, Barton, Durstine @ Osborn, 1964).

Первая реклама Пепси вышла еще в 1903 году. Тогда в небольшой газетенке New Bern Sun Journal рассказывалось о новом сиропе, "веселящем, укрепляющем и способствующем пищеварению". В 1909 году бренд для своей рекламы привлек первую знаменитость, ею стал легенда автогонок Барни Олдфилд. Знаменитость в газете сообщала, что "Великолепный напиток, освежает и придает энергии, стимулируя перед гонкой". Самым же известным селебрити в рекламе Пепси стал Майкл Джексон, который снялся в двух роликах еще в 1984 году. К этому моменту знаменитой кампании "Поколения Пепси" исполнилось уже 20 лет. В 1964 году спустя всего три недели после инаугурации президента Кеннеди идея создать собственное поколение созрело в Пепси. Кампания стала в результате самой известной и длительной за всю историю человечества. Джонни Соммерс на мотив песенки "Makin’ Whoopie" напел рекламное сообщение, которое и определил уникальность Пепси до конца столетия. Слоган звучал, как "Для тех, кто мыслит молодо". А ролик с королем поп-музыки в 1984 году, во время съемок которого Джексон чуть было не сгорел, гласил: "Новое поколение выбирает Пепси".

Apple. "1984" и "Think Different" (TBWA\Chiat\Day, 1984 и 1996).

Публичное шествие компании Apple, основанной Стивом Джобсом и Стивом Возняком, началось в 1984 году с выходом первого компьютера компании - Macintosh. Компьютер, изначально отличавшийся от PC, должен был стать альтернативой общепризнанной платформе и смог стать ей. Такая революция в технике смогла произойти лишь благодаря нестандартным и смелым людям. Доказательства этому кроются в неповторимых и в чем-то безумных рекламных кампаниях бренда. В 1984 же году Apple взорвала общественность своим и по сей день самым знаменитым роликом "1984", который официально-то был показан всего один раз - во время трансляции третьей четверти матча Суперкубка по американскому футболу 22 января 1984 года. Креативщики переложили оруэлловскую антиутопию в рекламный ролик. В нем девушка с молотом символизировала Macintosh, который стремилась прервать гегемонию IBM. Преследуемая охраной, она вбежала в зал и запустила орудием в экран, с которого вещал Большой Брат, рассказывая о достижениях режима. В момент разрушения экрана лидер как раз произносит фразу "Мы победим". В конце ролика идут титры: "24 января Apple Computer представит Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет таким же, как "1984". Сценарий ролика написали Стив Хейден и Ли Клоу, режиссером выступил Ридли Скотт (уже успевший снять "Чужого" и "Бегущего по лезвию бритвы"), а разрабатывало его агентство TBWA\Chiat\Dat. Бюджет составил значительные 700 тысяч долларов. В массовке участвовали настоящие лондонские скинхеды, а главные роли исполнили актер Дэвид Грэхем и модель Аня Мейджор, которая к тому же занималась ранее метанием молота. Ролик был высоко оценен профессионалами, выиграв Гран-при фестиваля рекламы. Его назвали лучшей "рекламой 80-х" и просто шедевром. В 1996 году Джобс вернулся в компанию как раз в тот момент, когда она пребывала на грани очередного кризиса. Оказалось, что именно он и был душой компании и ее двигателем. Возвращение стало началом эры "Думай иначе!". Появилось огромное количество принтов, которые отображали образы людей, мыслящих и мысливших революционно. Это и Эйнштейн и Мохаммед Али, Леннон и Мартин Лютер Кинг, Пикассо и Ганди, Хичкок и Амелия Эрхарт - все они стали участниками телевизионного ролика Apple, вновь ставшего легендой рекламы. В минутном черно-белом фильме кадры с этими люди сопровождаются текстом, который поясняет: "Это сумасшедшие. Люди вне толпы. Бунтари. Творцы проблем. Круглые затычки в квадратных отверстиях. Те, кто видят все по-другому. Они терпеть не могут правила, и они не испытывают уважения к статус-кво. Вы можете ограничивать их, не соглашаться с ними, возвеличивать или принижать их. Единственное, что вы не можете сделать - игнорировать их, потому что они изменяют вещи. Они толкают человечество вперед. И в то время как кто-то видит их сумасшедшими, мы видим их гениальными. Потому что люди, которые достаточно сумасшедшие для того, чтобы думать, что они могут изменить мир, единственные, кто это делает".

The Economist. "Red" (AMV BBDO, 1986).

Лондонское агентство AMV BBDO смогло создать известный ныне во всем мире бренд лишь с помощью наружной рекламы. Журнал "Экономист" существует еще с 1843 года, однако всплеск популярности к нему пришелся на 1986 год со стартом уникальной рекламной кампании, любимой многими и одной из самых долгоиграющих. Креативная концепция работает уже более 20 лет, помогая журналу не только сохранять свои позиции, но и постоянно увеличивать количество читателей и рекламные доходы. К 1986 году, когда журнал решил начать новую рекламную кампанию, издание обладало большой читательской аудиторией, однако исключительно в финансовых и экономических кругах. Тираж постоянно крутился около 100 тысяч экземпляров из-за стойкого мнения широких масс, что журнал интересен лишь представителям большого бизнеса, а не тем, кому интересно устройство вообще всего. Самый известный постер компании, вышедший в 1999 году и признанный одним из пяти лучших в XX веке гласил: "Я никогда не читал The Economist. Менеджер-стажер, 42 года". Текст был написан белыми буквами на броском красном фоне. Другим примером стал постер "Игнорируй препятствия", выполненный в той же цветовой гамме. Он располагался на фасаде здания, при этом один из элементов строения словно бы мешал плакату. Но тот, своим расположением и текстом как раз и игнорировал трудности.

United Colors of Benetton (Benetton и Oliviero Toscano, 1986).

Слоган об объединенных цветах Бенеттон предложил Оливьеро Тоскани в 1986 году. Это стало начальной точкой для дальнейшей коммуникации всего бренда. United Colors - это все цвета кожи людей, полный спектр красок жизни и все ее аспекты, пусть даже и не всегда приятные и годные к изменению. Тоскано считает, что вопреки обычно рекламе его принты не используют продукт или его копилайн. Там размещается лишь один логотип. Такие принты не агитируют приобретать одежду, даже не намекают на это. Все усилия направлены на создание атмосферы споров вокруг тех предметов, которые обычно стараются обойти стороной, но которые, по мнению креативщиков, должны быть обсуждаемы. Принты выходили на протяжении 10 лет, они так будоражили общественное мнение, что случались и скандалы. Одно точно - они заставляли думать и переосмыслять. И даже не стиль и одежду, а саму жизнь. На одном из принтов чернокожая мать грудью кормит белого ребенка, на другом - маленькая черная ладонь уютно расположилась на большой белой. Демонстрировался поцелуй монашки и святого отца, и натуральное изображение трех человеческих сердец. Они, будучи неотличимыми, пояснялись надписями - белый, черный, желтый. Это символизирует о том, что все расы по сути одинаковые.

Nike. "Just Do It" (Wieden + Kennedy, 1988).

Самая известная легенда о появлении знаменитого слогана компании "Найк" гласит, что однажды один из основателей агентства "Wieden+Kennedy", Дэн Вайден, на встрече с менеджерами компании был так восхищен их энергичностью и исполнительностью, что произнес: "Ребята из Найк, вы просто делаете это". Однако сам Вайден в своих интервью придерживается другой точки зрения. Он вспомнил историю некоего Гари Гилмора, который убил двух человек. Когда его зажали на электрический стул, то спросили о последнем слове. Тот ответил: "Давайте сделаем это". В это же время в ходе своих поездок по стране Нэнси Рейган призывала в свете борьбы с наркотиками: "Просто скажите нет". Вайден, смеясь, пояснил, что просто объединил две знаменитые фразы. Благодаря рекламной компании "Просто сделай это" "Найк" обрела свою брендовую религию. Сам основательно и руководитель компании Фил Найт таким образом смог наполнить свое детище и всю рекламную кампанию идеей непрерывного соперничества, привив философию победителей. Сама продукция здесь редко становилась предметом рекламы, акцент делался на человеке, который ее носит. Найк получила настоящих героев-победителей для создания своего образа: Майкл Джордан и Тайгер Вудс, Манчестер Юнайтед и многочисленные сборные по футболу. Рекламная компания "Просто сделай это" пронизана решительностью и страстью, нашлось место и юмору. Реклама же самого "Найк" явилась настоящим вызовом - как соперникам и обществу, так и самим себе.

California Milk Processor Board. "Got Milk?" (Goodby, Silverstein & Partners, 1993).

В 90-х по инициативе Калифорнийской ассоциации производителей молока была запущена успешная рекламная кампания "Got Milk". Сегодня это уже не просто призывы пить этот замечательный напиток, это стало частью поп-культуры и образцом для креативщиков. В 1993 году участники объединения производителей решили наконец что-то изменить после двадцати лет невысоких продаж. Исполнительным директором CMPB стал Джефф Мэннинг, которому была поставлена задача повлиять на потребление молока в этом регионе. Ведь напиток имел имидж нудного продукта, навязываемого только матерями. Серьезность положения подчеркнул и тот факт, что производители согласились на крайний шаг - был создан маркетинговый фонд, куда отчислялись по 3 цента с каждого произведенного галлона молока. В результате рекламщики получили огромный бюджет в 23 миллиона долларов в год, что соответствует масштабам крупных автоконцернов, пивоваров, финансовых и фармацевтических брендов. Были проведены массовые опросы людей, которые показали, что 70% из них пьют молоко довольно часто. Мэннинг и Гудби помнили о том, что удержать старых потребителей легче и дешевле, чем получить новых, поэтому решили обратить сперва свой взор на проверенных клиентов. Надо было заставить их пить молоко чаще обычного. Мэннинг высказал догадку, что люди, пьющие молоко, обычно делают это вместе с печеньем, кексами или сэндвичами. Почему бы не задействовать эту связь в рекламной кампании? К тому же люди упоминали о том, как им неловко и неудобно есть печенье без молока. Джефф Мэннинг решил акцентировать внимание на этом, дав почувствовать людям эту боль. Первый роликом проекта стал спот "Aaron Burr". В нем дежуривший в музее молодой человек готовит для себя сэндвич. Окружающая обстановке в зале посвящена дуэли между Александром Гамильтоном и Аароном Бурром. В это время в ходе радиовикторины задается вопрос о том, кто же застрелил Гамильтона? Охранник силится ответить, но не может, так как его рот буквально склеен арахисовым маслом. Этот спот получил премию в 1994 году, а по результатам опроса жителей США он входит в десятку самых любимых роликов 90-х. В 2002 году по настойчивым просьбам зрителей трансляция полюбившейся рекламы была возобновлена.

Coca-Cola. "Holidays are coming" (Creative Artists Agency, 1995).

В нашем сознании Рождество и Кока-Кола тесно связаны. Санта-Клаус же тесно ассоциируется с мотивом "Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит". Такое осознание пришло благодаря лучшему рождественскому ролику всех времен и народов, который ежегодного транслируется по телевидению в новогоднюю пору. Оказывается, потребители уже тесно связывают появление предрождественской рекламы Coca-Cola с началом празднества. Поэтому CAA и стремится создавать такое представление компании Coca-Cola, которое максимально бы передавало дух Рождества и оптимизм, который особо сильно живет в людях в эту пору.

Guinness. "Good Things Come To Those Who Wait" (AMV BBDO London, 1996).

Бренду Гиннесс почти 250 лет, а вот его культовой рекламе намного меньше - около 70. Первые попытки изображали в виде комиксов зверей и птиц, которые пили напиток, воруя его у людей. Позже бренд перешел к философским роликам и тонким визуальным находкам, что стало событием в мире рекламы. В 1996 году компанией Diageo, владелец бренда, объявила конкурс на креативное обслуживание. Его выиграло агентство Abbott Mead Vickers BBDJ со своей концепцией "Хорошие вещи приходят тем, кто ждет". Предложенная идея стала настолько удачной находкой, создав канал коммуникации с публикой, что является основной уже на протяжении 14 лет. Креативщики предложили смелое решение - взять все то, что не нравилось потребителю в пиве Гиннесс и сделать это достоинством. Задача пусть и нелегкая, но абсолютно выигрышная, если ее правильно сделать. Существовала проблема - пользователи не любили долго ждать, пока в стакане отстоится пена и приобретет ту необходимую толщину и плотность, которая будет предохранять напиток от выдыхания. Оказалось, что для этого требовалось около 2 минут, на что терпения хватало не у всех. А вот если превратить эти 120 секунд в незначительную плату за лучшее пиво в мире, то и восприятие человека изменится, сам же продукт окажется на вершине. В 1999 году рекламщики вместе с режиссером Джонатаном Глейзером создали настоящее произведение искусства - черно-белый ролик, в котором серфера боролись с волнами, сравниваемыми с необузданными лошадьми. Дело в том, что руководитель производителя вспомнили, что некогда у них был довольно удачный постер с серфером и решили повторить удачный опыт. Однако креативщики решили шагнуть в сторону от штампов "Олд спайса", и режиссер воплотил идею, подсмотренную на картине Уолтера Крейна "Лошади Нептуна". Успех ролика превзошел все ожидания - продажи резко подскочили, сам же спот получил премию в Каннах и множество других наград. Сегодня можно смело сказать, что рекламисты со всего мира смотрят на эту рекламу Гиннесса, затаив дыхание.

Johhnie Walker. "Keep Walking" (BBH London, 1999).

Настоящую свою историю, наполненную свободой, мечтами, уверенностью и оптимизмом, марка начала лишь в 1999 году. Ведь именно тогда в свет вышла первая интернациональная кампания "Keep Walking", благодаря которой Джонни Уолкер вошел в элиту спиртных напитков. Логотипом виски стал шагающий человек, который словно олицетворял убеждение семьи Уолкеров в то, что для осуществления самой даже несбыточной мечты достаточно смелости и настойчивости. Эта реклама заставляет людей добиваться намеченных целей. Бренд дает уверенность в том, что свою жизнь под силу изменить каждому, вне зависимости от социального статуса и рода занятий. Любой из нас, благодаря своей активности, движению вперед и вере, может сделать мир вокруг ярким и неповторимым. В ролике "Human" виски даже не попадает в кадр и о нем вообще не ведется и речи. Режиссер повествует о странном существе - роботе-андроиде, который с невероятной искренностью и честностью рассказывает о своей заветной мечте - стать человеком. Он говорит: "Я быстрее и сильнее вас. И жить я буду дольше, чем любой человек. Вы считаете, что я будущее? Нет, вы ошибаетесь. Будущее - это вы. Если бы я мог желать, то я мечтал бы стать человеков. Чтобы знать, каково это - любить, желать, чувствовать. Я могу быть бессмертным, не изнашиваясь. Вы же можете быть бессмертными, просто делая одну вещь. Keep Walking". Этот ролик стал одним из тех, кто положил начало движению социальности в коммерческой рекламе. Она словно бы гласила не просто "пейте наш виски", а "пейте наш виски, двигайтесь вперед, гордитесь тем, что Вы - человек и даже в эпоху высоких технологий все равно будете на вершине". Любопытно, но "Human", ставший поистине культовым и покоривший сердца многих креативщиков, так и не получил Каннского льва, завоевав лишь бронзу.

The Independent. "Don’t" (Lowe Howard-Spink, 1999).

В 1999 году на фестивале рекламы в Каннах первую премию получил ролик "Don’t" для английской газеты Independent от агентства Lowe Howard-Spink. В течении минуты демонстрировалась черно-белая нарезка из быстро сменяющихся кадров с постоянно употребляющимся "Не" за кадром. Этот ролик обошел даже великого "Серфера" от Гиннесса и "Double Checked" от VW. Большое впечатление на судей произвел социальный подтекст ролика, касающийся каждого - запреты. Ведь что бы мы ни делали, найдется кто-то, кто попытается запретить это. С самого рождения человека и до его смерти его жизнью руководят одни запреты, которые подчиняют себе жизнь, заставляя поступать определенным образом, а не следуя желаниям. Тогда газета, чье имя напрямую связано с независимостью, в своей рекламе прямо дала бой такому положению дел. К тому же было затронуто еще одно глубокое правило - стремление по-настоящему независимых людей нарушать любые запреты. Длинный список из запретов (в том числе: прогулок по ночам, убийств, плавания, дыхания, экспериментов, старости и обыденности) завершается "не покупай" и "не читай". Людям подсознательно хочется нарушить их и приобрести для чтения ту самую газету.

PlayStation (TBWA, 2000).

Компания Sony сразу же очертила свою целевую аудиторию - это взрослые, образованные и думающие люди. Инновационный продукт должен был объединить личностей, которые смогут понять рекламу от Дэвида Линча, концепции поэзии Джеймса Синклейра и сюрреализм Дали. Креативный директор TBWA Дэнни Брук-Тейлор осознавал, что рынок консолей был первоначально сориентирован на детей или же на инфантильных взрослых. Рекламщики поставили себе цель заставить играть и взрослых людей тоже. Был задан вопрос: А что же заставляет людей играть, погружаться в иную реальность? Оказалось, что мы попросту сбегаем в другой мир от своей повседневности и рутины. Там мы можем попасть в места, о которых только мечтали ранее. На новых территориях будет возможность полностью реализовать весь свой потенциал и испытать полный спектр эмоций, недоступных в обычной жизни. Люди играют потому, что не умеют или не знают, как им в обычной жизни жить на полную катушку. В результате возникли ролики и постеры Playstation, которые как раз и демонстрируют, порой и в стиле сюрреализма, новые миры человека. Это мог быть и выбор новой головы в супермаркете, мог быть разрез головы, в котором можно увидеть крошечный домик.

Budweiser. "Wassup" (DDB, 2001).

В ходе этой кампании возникли как и сами известные ролики, так и само это слово, произошедшее от фразы "What’s up?" ("Как дела?"). Это положило начало новому культурному феномену. Первое время слово "wassup" прочно вошло в лексикон поколения, а убедительным доказательством значимости кампании Budweiser стал ролик "Wassup 8 лет спустя", появившийся в рамках предвыборной кампании Барака Обамы. Любопытно, что в роликах показаны молодые парни, всячески предавающиеся безделью, безвкусно одевающиеся и кривляющиеся. Реклама не призывает по сути ни к чему хорошему, она не учит быть лучше и вообще не несет какой-либо полезной информации. А вот культурным феноменом она стать сумела.
 
 
 
 
MyJob.uzвходит в состав
© Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешается при обязательной установке активной гиперссылки
на сайт www.Myjob.uz. рядом с опубликованным материалом. Использование материалов ресурса в коммерческих целях запрещено.